В психопатологии
Иногда это словосочетание используется, как синоним слова Шизофрения (др.-греч. σχίζω — «раскалываю» + φρήν — «ум, рассудок»), или как связанное с ним понятие [4] (др.-греч. σχίζω — «раскалываю, расщепляю» +φρήν — «ум, рассудок»). «…встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни… И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.» (Еванг. от Марка, 5, 3-10). В одних случаях имеется в виду так называемое «атактическое мышление»[источник не указан 238 дней] (несуразное восприятие действительности, слабоумие и т. д.), в других случаях использование термина относится к области патологии и связано с такой её формой, как Множественная личность [5] Маслоу писал: «…простейший пример — это расщепление личности, наиболее драматичной и наиболее известной формой которого служит множественная личность. Я изучил все подобные случаи, какие смог найти в литературе, а также несколько, с которыми имел возможность познакомиться непосредственно, так же как и с менее драматичными случаями патологического бродяжничества и амнезий.» [6]

[править] В психологии
Первые глубокие исследования расщепления человеческого сознания были проведены французским психологом и психиатром Пьером Жане в восьмидесятые[7] годы XIX века. Известный психолог У. Джемс в «Принципах психологии» ссылался на работу Жане с пациентами, страдавшими расщеплением сознания, при размышлениях о необходимости изменений в методе психологии[источник не указан 238 дней]: «Мы не можем полагаться только на отчёт пациента, каким бы искренними он не был, что он ничего не чувствовал, как на доказательство того, что никаких ощущений не было. Переживания могли быть частью сознания второй личности, об ощущениях которой первичное сознание, к которому мы обращаемся, не имеет никакого понятия". Жане заметил, что больные, которых он называл психастениками, часто приписывают свои ощущения другим людям. Жане сравнивал психастеников с истериками, у которых всё доведено до крайности. Психастеник помнит о неприятном событии, но говорит, что оно произошло не с ним, а с кем-то другим. Истерик полностью о нём забывает. Психастеник пытается отделить некоторые свои ощущения от своей личности. Он не способен от них освободиться, но они становятся для него чужими. Истерик прячет ощущения, которые не может перенести, в бессознательное. Сознание расщепляется. От него откалываются некоторые психические элементы, которые объединяются и начинают жить своей самостоятельной жизнью. Возникает второе Я».

[править] В психоанализе
Словосочетание широко использовалось психоанализе, так, «У Брейера и Фрейда такие выражения, как „расщепление сознания“ (Bewusstseinsspaltung), „расщепление содержания сознания“, „расщепление психики“ и другие, обозначали одну и ту же реальность[8]: на основе чередования раздвоенных личностей или сознаний в некоторых случаях истерии или гипнотического воздействия Жане, Брейер и Фрейд пришли к мысли о существовании двух групп психических явлений или двух личностей, которые могут ничего не знать друг о друге.» [9]

[править] В социологии
Термин широко используется при обсуждении проблем нарушения адекватного восприятия социальных процессов[источник не указан 238 дней], например, при обсуждении ситуативного поведения человека, который под влиянием промывания мозгов, рекламы и т. п. воздействий совершает внешне нерациональные поступки, в том числе наносящие ему ущерб (игромания, шопоголизм). При этом тот же человек, вне ситуации психологического давления, прекрасно понимает нерациональность и деструктивность своего поведения.

Именно на таких психологических механизмах построены такие методы влияния на человека, как Манипулирование сознанием или Нейролингвистическое программирование[источник не указан 238 дней]. Так, С. Кара-Мурза использует понятие расщепление сознания при объяснении феномена диссидентства в СССР (С.Кара-Мурза Советская цивилизация. От Великой Победы до краха.)

[править] В философии
Философы говорят, что «Сознание познаётся с помощью самого же сознания. Однако, это специфическое свойство мало беспокоит философов, практикующих рефлексивный анализ сознания. Для них вполне закономерным и привычным является то, что принято называть дублированием или расщеплением сознания.» [10] С этой точки зрения, определённая степень расщепления сознания необходима для успешного развития рефлексии.

взято из википедии.